Программа охватывает основные аспекты обеспечения кадровой безопасности и управления рисков человеческого фактора в современных правовых, регуляторных и социально-политических условиях. Ключевую роль в кадровой безопасности предприятия играет знание юридических норм, организационных, методологических и психологических аспектов работы с персоналом, а также легитимный сбор и обработка личной информации о кандидате или сотруднике. Поскольку вопросы внутренних проверок и увольнения работников часто сопряжены с конфликтами работодателя и работника, большое внимание уделяется анализу правоприменительной и судебной практики в трудовых спорах.
Кому адресован
Руководителям предприятий и структурных подразделений
Руководителям корпоративных служб безопасности
Сотрудникам подразделений кадровой безопасности
Сотрудникам департаментов защиты информации
Руководителям и специалистам кадровых служб и Департаментов HR
Корпоративным юристам
Комплаенс-менеджерам
Сотрудникам, участвующим во внутренних проверках и расследованиях
Членам комиссий по решению кадровых вопросов
Программа обучения
Программа построена по модульному принципу. Рассматриваемые вопросы излагаются в доступной форме и не требуют от слушателей специальных юридических или психологических знаний. Во время обучения слушатели получат возможность обсудить с преподавателями кейсы из своей профессиональной практики. Каждый модуль представляет собой логически завершенный учебный курс, который можно прослушать по отдельности.
Управление кадровыми рисками. Требования законодательства, проверки, увольнения и судебная практика
Продолжительность — 16 ак.ч.
1
Политика кадровой безопасности в условиях изменений действующего законодательства
Понятие кадровая безопасность. Виды оформления юридических взаимоотношений организации и физических лиц. Основные нормы трудового и гражданско-правового законодательства в области кадровой безопасности
Основные требования безопасности при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами. Особенность работы с ИП и самозанятыми. Аутстаффинг персонала
Основные нормы трудового законодательства в части регламентации труда дистанционных (удаленных) работников. Кадровая безопасность при дистанционных методах работы персонала
Основные изменения трудового законодательства в части регламентации трудовых отношений в процессе мобилизации работников. Анализ рисков, связанных с мобилизацией. Приостановка трудовых отношений с мобилизованными
Взаимоотношения предприятий и военных комиссариатов.
Взаимоотношения работодателей с релоцированными сотрудниками
Особенности обеспечения кадровой безопасности в условиях проведения СВО и включения в состав России новых территорий.
Особенности заключения трудовых и гражданско-правовых отношений с лицами, прибывающими с новых территорий
Основные риски и угрозы, исходящие от работников, варианты их реализации и возможные способы защиты. Противоправные действия, ответственность за которые предусмотрена законодательством
Порядок взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц предприятия по вопросам кадровой безопасности. Зоны ответственности подразделений (матрица компетенций)
Создание и актуализация локальной правовой базы предприятия. Ознакомление и получение согласия от работника. Нормы трудового договора по вопросам кадровой безопасности
Выстраивание взаимодействия подразделения безопасности и работников предприятия. Компромат, взаимопомощь и иные методы взаимодействия
Превентивные меры по предотвращению противоправных действий работников. Создание стимулов и мотивационных факторов, направленных на усиление лояльности. Реализация персональной ответственности.
2
Проверка кандидатов
Проверка персонала при приеме на работу. Сбор и анализ информации о кандидате по методу SMICE. Порядок анализа резюме, трудовой книжки, дипломов, характеристик и иных официальных документов
Официальные и неофициальные источники по сбору информации о кандидатах на работу. Использование ресурсов Интернета для сбора информации о кандидате
Процедуры принятия на работу лиц, ранее занимавших должности государственной и муниципальной службы
Проведение индивидуальных бесед с кандидатами. Формирование психологических портретов.
Психологические особенности кандидатов, представляющих опасность для предприятия. Использование ролевых игр для моделирования поведения в различных ситуациях
Признаки опасности у кандидата на работу. На что обратить внимание в «проверочных мероприятиях». Формирование модели потенциального нарушителя, применительно к различным должностям.
3
Безопасное (бесконфликтное) увольнение
Риски предприятия при увольнении работников. Нормы Трудового кодекса РФ, регламентирующие увольнение. Основания прекращения трудового договора. Требования законодательства по увольнению работников в период проведения антикризисных мероприятий
Трудовые споры. Взаимоотношения с трудовой инспекцией и прокуратурой по вопросам нарушения трудового законодательства
Позиции судов при рассмотрении трудовых споров о неправомерном увольнении. Обзор судебной практики. Методы, применяемые адвокатами для защиты своих клиентов в трудовых спорах
Ограничение работникам полномочий и доступа к информации. Превентивное устранение конфликтов и противоречий как основа безопасного увольнения
Порядок взаимодействия подразделений и должностных лиц предприятия по вопросам увольнения персонала
Методы увольнения применительно к различным должностям, профессиям и социальным группам.
Алгоритмы прекращения трудовых отношений с работниками, которые могут представлять опасность для работодателя после увольнения
«Злоупотребление правом» со стороны работников в процессе увольнения
Прекращение трудовых отношений в период проведения мобилизации. Особенность увольнения мобилизованных и добровольцев в период СВО. Взаимоотношения предприятий с релоцировавшимися сотрудниками
Подготовительные мероприятия, предшествующие увольнению работника. Сбор и анализ информации о физическом лице по методу SMICE. Формирование досье на работника, позволяющее убедить его уволиться. Провокационные мероприятия в кадровой работе
Конфликтология в трудовых отношениях. Определение психотипов работников. Психологические приемы, применяемые для убеждения работника уволиться. Применение техник ролевых игр в процессе увольнения
Безопасное увольнение как достижение компромисса интересов работника и работодателя. Борьба компроматов. Имиджевые и репутационные аспекты воздействия на увольняющегося
Обработка персональных данных работника при осуществлении процедуры увольнения. Нарушения работодателем законодательства о ПДн как возможность для воздействия на него со стороны работника
Риски и особенности безопасного увольнения работника по собственному желанию
Использование норм корпоративной культуры, кодекса этики и служебного поведения на предприятии для увольнении работника
Осуществление комплаенс-контроля за работниками предприятия. Применение его результатов для воздействия на персонал в процессе увольнения
Увольнение в связи с недостаточной квалификацией сотрудника. Использование профстандартов для независимой оценки квалификации
Сокращение штата или изменение условий трудового договора как способ избавиться от ненужных работников
Увольнение работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, к которому утрачено доверие. Проведение инвентаризации имущества и иных активов при увольнении материально ответственных лиц
Увольнение работника, предоставившего подложные документы при приеме на работу
Особенности безопасного увольнения дистанционных (удаленных) работников и релоцировавшихся работников, находящихся на территориях других стран
Процедуры увольнения по утрате доверия в связи с непринятием работником мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
Процедуры увольнения работника, нарушившего требования антикоррупционного законодательства
Право работодателя на увольнение работника из-за неоднократного неисполнения им трудовых обязанностей или за однократное грубое нарушение. Особенности использования этого права и процессуальные нормы
Профсоюзы как элемент защиты работника при увольнении. Как убедить профсоюз согласовать процедуры увольнения. Способы повышения лояльности членов профсоюза по отношению к работодателю
Процедуры проведения внутренних проверок и расследований в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.
4
Внутренние проверки на предприятиях
Понятие внутренняя проверка (расследование) и случаи их обязательного проведения на предприятии. Формирование локальной нормативной базы, позволяющей работодателю контролировать действия работника и проводить в отношении него проверку
Официальная и неофициальная проверка (расследование). Легендирование отдельных проверочных мероприятий
Основания для проведения проверки (расследования). Оформление решений о начале проверки. Процессуальные нормы, предусмотренные трудовым законодательством
Создание комиссии для проведения проверки (расследования). Качественный и количественный состав комиссий. Взаимодействие комиссии с подразделениями предприятия и профсоюзами
Особенности проведения проверок (расследований) в иностранных организациях, холдинговых структурах и территориально разрозненных подразделениях
Психологические приемы для получения информации от работников и проверки фактов. Использование методов профайлинга. Порядок проведения опросов, бесед и истребования объяснительных
Использование полиграфа (детектора лжи) при проведении проверок (расследований). Правовые нормы его использования
Особенности проведения проверок (расследований) в отношении отдельных групп риска (топы, ИТ-специалисты, лица, наделенные полномочиями и т.д.)
Соблюдение конституционных прав работников и законодательства РФ в процессе проведения проверок (расследований)
Методика проведения расследований, проводимых по требованиям законодательства о персональных данных, по фактам компрометации персональных данных работников и других физических лиц
Особенности проведения проверок (расследований) по ситуациям, связанным с проведением специальной военной операции (угроза теракта, диверсия, разрушение и т.д.)
Методы «тайного покупателя», применяемые в процессе проверок (расследований)
Оценка стоимости ущерба, нанесенного работником предприятию. Проведение инвентаризации имущества. Процедуры привлечения работника к материальной ответственности
Использование данных, полученных из технических средств охраны и безопасности, а также информационных систем в процессе проведения проверок (расследований). Проведение экспертизы подлинности записей и документов
Привлечение независимых экспертов в процессе проведения проверок (расследований). Особенности работы с оценщиками, сметчиками, детективами, аудиторами, специалистами по форензике и иными лицами
Особенности проведения проверок (расследований) по нарушениям антикоррупционного законодательства. Анализ ситуаций, связанных с конфликтом интересов. Расследование инцидентов, связанных с получением откатов
Проведение проверок (расследований) по фактам нарушения работником кодекса этики и служебного поведения. Процедуры привлечения к ответственности за неэтические действия
Методики проведения проверки (расследования) по фактам краж, хищений, растрат или иных правонарушений в отношении материальных ценностей работодателя
Расследование ситуаций, связанных с нарушениеи политик ИБ и разглашением сотрудником коммерческой и иной, охраняемой законом, тайны
Процедуры проведения расследований несчастных случаев на предприятии
Документальное оформление результатов проверки (расследований). Формирование номенклатуры дел
Взаимодействие работодателя с правоохранительными органами при расследовании противоправных действий работников. Судебная практика привлечения работников к ответственности.
Профайлинг в работе служб безопасности и кадров. Методы детекции лжи
Продолжительность — 16 ак.ч.
1
Современный профайлинг: прошлое, настоящее и будущее
Инструменты практического профайлинга: новые достижения и технологии
Как лучше узнать своего бизнес-партнёра, коллегу по работе или кандидата на замещение вакантной должности
Как лучше использовать эти знания в деловых коммуникациях
2
Правила «чтения людей»
Осознаваемые и неосознаваемые нами принципы «чтения людей»
В какие ловушки при «чтении людей» мы чаще всего попадаемся?
Как отличить мошенника или партнера с недобросовестными намерениями?
Манипуляции социальными стереотипами в восприятии и оценке людей: как создать нужное впечатление о себе, и как это делают мошенники?
Вербальный и невербальный анализ
Анализ голоса, интонаций, жестикуляции, эмоций и эмоционального состояния
Анализ мимики и лица
Распознавание истинных и фальшивых эмоций и эмоциональных состояний
Упражнения для тренировки определения эмоций и эмоциональных состояний по лицу и невербалике
Упражнения на оценку лица и невербальных проявлений
Упражнения на развитие тонкостей эмоциональной экспрессии
3
Оперативная психодиагностика. Психотипы и характер
Понятие характерологических радикалов и их масок
Базовая линия поведения психотипа. Проявления психотипов во внешнем виде, способностях, навыках, установках, профессиональной деятельности, речи и невербальном поведении
Маскированные психотипы и мозаичный характер
Социальные роли и маски: как их отличить от истинного лица?
Оперативная психотипология: как быстро определить психотип и использовать это в прикладной коммуникации
Упражнение на определение психотипа
Упражнения и тренировка навыка определения психотипа по учебным видео и аудиофрагментам
4
Ложь в деловых коммуникациях и навыки ее выявления
Правила «профессионального блефа» и противодействие ему
Как отличить продуманную ложь от возможной правды? Пятишаговый алгоритм проверки достоверности информации
Калибровка и выявление лжи, а также практика обмана в микрогруппах
Вербальные и невербальные признаки лжи. Телесные и лицевые признаки обмана
Стимулы в детекции лжи. Классификация стимулов В.В. Коровина
Психофизиология детекции лжи. Признаки лжи по ВНС
Технологии выявления профессиональной и подготовленной лжи
Профессиональные скрипты для выявления подготовленной лжи Гордона и Рида
Проективные и проникающие вопросы в детекции лжи
Упражнения на определение лжи по вербальным и невербальным признакам
Упражнения на определение лжи по голосу, речи, лицевым выражениям
Упражнение по созданию скрипта для выявления подготовленной лжи
5
Профайлинг в корпоративной безопасности
Модели профайлинга в корпоративной безопасности
Работа с инсайдом и расследования
Психология корпоративной безопасности
Психология инсайда, коррупции, мошенничества и пр.
Кейсы и конкретные решения в корпоративной безопасности
6
HR-профайлинг
Инструменты HR-профайлинга и практика использования
Кадровое интервью и собеседование
Оценка кадровых рисков
Как быстро и точно оценить компетентность человека?
Упражнение на поиск обмана в ходе кадрового собеседования
7
Инструментальная детекция лжи. Полиграф
Эволюция методов детекции лжи, наиболее перспективные направления
Базовое знакомство с полиграфной проверкой и психофизиологическим исследованием
Особенности проведения полиграфной проверки и психофизиологической экспертизы при кадровом скрининге и служебных расследованиях